Новостная лента

Претензии пациентов. Проблемы урегулирования споров в досудебном и судебном порядке в рамках мирового соглашения

Одним из реальных способов урегулирования конфликтной ситуации с пациентами является заключение мирового соглашения.

Нередко, получая претензию от пациента, зачастую написанную юридически грамотным языком, медицинская организация задумывается: а действительно ли было оказано правильное лечение? Есть ли возможность избежать судебного спора, огласки?

Пациенты с каждым днём становятся всё более въедчивыми. Доступ к обширному полю информации в сети интернет позволяет им оказывать давление не только посредством суммы судебного иска, но также и посредством распространения информации на форумах, специализированных сайтах, использования СМИ.

Поэтому никогда не лишне задуматься на вопросом: а не стоит ли договориться с пациентом? Возможно ли заключение мирового соглашения?

Зачем медицинской организации заключать мировое соглашение с пациентом?

1. Допущена ошибка в лечении пациента.

Такая ситуация чаще приходится не на частные медицинские организации, а на систему государственных больниц и поликлиник. Но тем не менее никто от неё не может быть застрахован окончательно.

2. Имеется угроза взыскания значительной суммы штрафа по закону о защите прав потребителей

Такая ситуация возникает когда по какой-либо причине не было отправлено ответа на первоначальную претензию пациента.

3. Имеется риск серьёзных репутационных потерь

Так, например, к участию в деле может быть привлечён целый ряд СМИ. Представители телеканалов НТВ, РенТВ и иных новостных каналов буквально охотятся за жаркими историями от юристов, адвокатов и озлобленных потребителей.

4. Сумма претензий пациента настолько незначительна, что не стоит материальных затрат.

Рассматривая дело, вы должны понимать степень временных и материальных расходов, которые можете понести.

Например, сумма претензии составляет 10 000 руб. плюс 5000 руб. морального вреда. Расходы на экспертизу составят не менее 30 000 руб., расходы на услуги юриста или адвоката никак не меньше. По времени вся процедура займёт не менее 2-3 месяцев, а то и больше. Поэтому целый ряд моих доверителей имеет в запасе определённую утверждённую дельту, которой они готовы пожертвовать, дабы избежать судебных разбирательств. Как правило, это около 20-30 тысяч рублей.

Однако, обращаясь к вопросу заключения мирового соглашения вы должны ни в коем случае не допустить некорректного поведения пациента.

Не секрет, что очень многие попросту хотят нажиться за счёт медицинской организации, ловко лавируя в положениях закона о защите прав потребителя.

Поэтому, дабы не обмануть самого себя, я советую, прежде чем подойти к пациенту с предложением о мировом

1. Поднять все медицинские документы и оценить грамотность и правильность оказанного лечения;

2. Поднять все бухгалтерские документы;

3. Если оценить грань грамотности оказания медицинской помощи довольно сложно, то стоит прибегнуть к совету экспертов или специалистов.

Например, в одном из судебных процессов по взысканию денежных средств за протезирование зубов с одного из российского филиала крупной французской клиники, специально был вызван специалист из Парижа, ведущий врач этой клиники, который дал разъяснения в качестве специалиста по делу. Многие особенности лечения, о которых он рассказал суду, были далеко не известны экспертам, давшим заключение, что медицинская помощь оказана некачественно. И в конце концов суд вынес решение в пользу клиники.

4. Предварительно оценить, есть ли у пациента возможность взыскания каких-либо ещё денежных средств.

Например, пациент обратился с иском за взысканием компенсации морального вреда.

Но ведь даже если вы с ним договоритесь, он может пойти взыскивать убытки, штрафы, неустойки. Причём каждый из них в отдельном судебном процессе. Это выгоднее, так как раздельно сумма получается больше. Это один из чаще всего встречающихся советов от обществ по защите прав потребителей. Что делать в такой ситуации? Выход один: либо всё прописывать в мировом соглашении, либо просить пациента уточнить иск, дабы не оставить ему возможность для маневра.

В любом случае, если вы всё же решились на заключение мирового соглашения, то не пускайте этот вопрос на самотёк. Контролируйте каждое слово и каждую букву соглашения, лучше несколько раз перестрахуйтесь, проконсультируйтесь со специалистами, юристами, адвокатами, медиаторами, дабы не создать для себя отрицательный судебный прецедент.

Статья подготовлена по материалам выступления адвоката Клоповой И. А. В рамках конференции «Правовые основы медицинской деятельности»